Как написать диссертацию по педагогическим наукам
Долгое время педагогика как наука развивалась в нашей стране в направлении тоталитарных подходов к формированию принципов обучения и воспитания нового поколения. Поэтому сегодня внедрение инновационных методик, программ, приемов и способов в деятельность научно-педагогических кадров является чрезвычайно актуальным. Школа, в том числе и высшая, должна осваивать методы, которые сделают учебный процесс более эффективным, с обязательным учетом мировых достижений в педагогике. Поэтому диссертационные исследования по педагогическим наукам так важны для внедрения этих современных подходов в образовании. Заметим, что диссертации по педагогике имеют определенные особенности, о чем стоит знать тем, кто планирует связать свою научную деятельность с этой гуманитарной наукой.
Характерные черты диссертации по педагогическим наукам
Прежде стоит отметить, что педагогические науки имеют в перечне научных специальностей такие направления, как общая педагогика, история педагогики, теория и методика обучения (по областям знаний), коррекционная педагогика, теория и методика профессионального образования, социальная педагогика, теория и методика управления образованием, теория и методика воспитания, дошкольная педагогика, теория обучения, информационно-коммуникационные технологии в образовании. Как видим, часть специальностей является историко-теоретическими, например, общая педагогика и история педагогики, а часть имеют более практический характер, скажем, коррекционная педагогика. Поэтому особенности написания диссертационного исследования зависят именно от этого, поскольку оно может потребовать не только исследовательских разделов, но и проведения эксперимента или внедрения определенной методики в реальный учебный процесс.
Что это значит? Соискатель не только изучает определенную проблему в ее историческом и теоретическом разрезе, но и должен предложить пути ее практического решения. Более того, результаты исследования внедряются в образовательный процесс учебных заведений, становясь дополнительным видом апробации. То есть, практическое значение диссертации не просто определяется в будущем времени, а уже должно быть реальным на момент подготовки к защите. Это и продемонстрирует тот самый личный вклад соискателя и новизну его научных изысканий, что так ценится в современной науке. Именно внедрение результатов является важной особенностью диссертации по педагогике, это обязательно фиксируется и в рукописи, и в автореферате. Более того, нужна официальная информация (справки) от тех учебных заведений, которые участвуют в использовании результатов поиска на практике, что также указывается в тексте диссертации.
В зависимости от специальности и особенностей конкретного диссертационного исследования по педагогическим наукам такая практическая апробация его результатов может быть в виде:
- Пособия.
- Методики преподавания.
- Авторской программы изучения дисциплины или развития умений и навыков.
- Стратегий развития образовательных процессов.
- Экспериментальной дидактической модели.
Этот перечень далеко не полный, так как видов внедрения результатов исследования может быть значительно больше.
Понятно, что такой практический подход требует применения эмпирических методов исследования, это отличает диссертацию по педагогике от других исследований такого плана по гуманитаристики. Даже если тема исследования, скажем, историческая, все равно, предполагается изучение архивных материалов, сведений о состоянии образования того или иного периода, нормативных документов и тому подобного.
Еще одна характерная черта диссертации по педагогике – объемные и разнообразные по содержанию приложения, в которых собраны все эмпирические результаты исследования в форме таблиц, графиков, статистических данных и т.п.
Обдумывая выбор научной темы по педагогике, следует помнить, что она обязательно предполагает серьезные полевые исследования, а также разработку инновационных направлений в образовании с их внедрением в учебный процесс.
В нашем центре можно заказать диссертацию по педагогике